Поход Краськово-Никулясы 2001

 

Решили исследовать район от Краськово до Никуляс. Разведка боем дала плачевные результаты - машина не катит. Совсем. До Краськово доехать можно - дальше шлагбаум. Не доезжая Краськово лесовозная дорога уходит влево, но ее вид вогнал в депрессию. Даже со всеми  включенными мостами был шанс увязнуть по самое не могу. Было принято решение идти пешим ходом.
 В количестве трех человек, с помощью знакомых, были заброшены в лес, не доезжая Краськово километра 1.5. Продолжив прямолинейное и равномерное движение в сторону Ладоги, миновали шлагбаум, и пошли по берегу озера. Первые метров 500 по дороге явно иногда ездят, но не далее. Потом дорога плавно перерастает в тропинку. Затем, о чудо, снова вырисовывается дорога. Хорошая. Укатанная. Даже на изнеженной буржуйской технике последнего года выпуска можно ехать с ветерком. Обозначилось наличие присутствия людей в виде скошенных лугов. Далее дорога начинает портиться и снова сходит на нет. Слева лежит скелет старого автобуса (хорошо, что на машине не поехали). Такие автобусы всегда в кинохронике показывают.
 Вдруг за кустами образовалось желтое пятно. Подойдя ближе, вырисовывается такси стоящее около какого-то домика. Людей много. И детей. Говорят, что до Никуляс километров 18-20. Ну да хрен с ним, чего нам кабанам. Через 30 метров дорога исчезает. Есть направление и хорошо.
 Километра 3 идем по старой заросшей финской дороге. На ней растет какая-то хрень, но идти вполне сносно.  

Дальше - хуже. Дорога есть, но она состоит из болота по бокам и кустов по середине. Еще 1 км такого счастья. 
Опять дорога. Хорошая дорога. Ехать можно легко. Идем опять прямолинейно и равномерно. То в лесу, то непонятно где. Справа лес, слева высохшее болото. Справа обнаруживается фундамент какого-то строения. Возможно это был небольшой дом прямо около дороги. В сторону Ладоги от фундамента расположен луг. Может быть он когда-то был огородом... 
Фундамент дома

Какие-то странные звуки, явно механического происхождения (так и не выяснили, что это было). Странная дорога. Сделана довольно высокая насыпь, как для железнодорожного полотна, но его нет. Возможно было. На дороге валяется оплетка от кабеля - один из признаков ДОТов. Неужели охотники за цветметом и сюда добрались? Но змея отгоняет желание искать что-либо в округе. Идем прямо. Начинаются какие-то развилки (на карте они есть), и остатки трелевочников и других самодвижущихся механизмов.

Снаряд

Снаряд. 150 мм. Лежит около дороги. Отдыхает. Учебный.

Появляются следы резины УАЗа. Армейцы или лесник - вопрос. Идем по следам протектора по дороге. Они на радость совпадают. Через какое-то время выходим на мощеную булыжником дорогу. Путем несложных умозаключений, умозаключаем, что идти надо направо по дороге на северо-восток. Идем. Доходим до моста через реку. Мост хороший, бетонный. По бокам моста идут защищенные кабельные каналы. Но кабеля вроде нет. Смеркалось. На мосту скидываем вещи, и двое идут на разведку местности, т.к. где-то надо ночевать. И вообще, вода закончилась. Почти вся. По мосту проезжают люди в сторону Ладоги на мотоцикле. И с опаской оглядываются.

Палатку ставим около моста на поле. Нацедили воды через фильтр и были этим весьма довольны. До глубокой ночи по дороге проезжают, в основном, мотоциклы, но иногда и машины.
Утро следующего дня пасмурное и противное. Оставив одного около палатки, пошли на разведку дальше по дороге.
Стык наркомов Примерно через километр поворот с указателем "Стык наркомов. 13 км".  Еще через 100 метров источник воды. Это труба. Труба сверху закрыта, но прострелена. Сообщаем по рации о наличии воды. Идем прямо по дороге. ВОДА!!!
По бокам дороги стоят свежевыкрашенные в красный цвет деревянные, достаточно толстые,  столбики разметки (чего) и железные ящики, предназначенные явно для связи. Внутри ящиков розетки и перемычки. Некоторые из перемычек "фирменные" некоторые спаянные вручную. Значит, кто-то за этим все-таки смотрит. Такие ящики попадаются довольно часто. Некоторые из них закрыты на новые замки. Значит работает. Дорога пересекает большое поле, в углу которого находим первый ДОТ.
ДОТ 4-х пулеметный, двухэтажный. Нижний этаж затоплен, т.к. вокруг ДОТа зачем-то выкопан глубокий ров. Следует отметить одну особенность этого дота: в нем не было никогда штатной проводки. Провода висят, но это "переноски", уже более или менее современные. Выходим опять на дорогу и двигаемся дальше. В дальнем углу поля вроде бы тоже ДОТ, но идти туда лень. Поворачиваем назад.
Производим передислокацию к источнику воды. Ставим палатку и решаем дальше жить здесь. Начинаем исследовать местность. Вправо от дороги большой моток колючки. Еще чуть дальше странная вышка.
Первая вышка Чего она тут делает - вопрос. Естественно вышка вся цвета хаки. Недалеко от вышки ДОТ. Опять 4-х пулеметный. Его видно только если пригнуться. Вроде бы он и около тропинки расположен, но его не видно. Толи так было задумано, толи все заросло. Решаем поподробнее обследовать местность. Ничего примечательного кроме всё тех же телефонных коробок. Лес перекопан свежими противопожарными траншеями. С боку дороги вырисовываются нехилые траншеи и проваленные блиндажи. Это оказывается высотка... Тут дорога и заканчивается. И тут натыкаемся на остатки чего-то. К дереву приставлен колесный диск (каток) непонятно от чего.  Похожие установлены на пушках, которые  стоят около артиллерийского музея. Дальше их еще несколько штук валяется. Зеленые.
Потом натыкаемся на остов трехосного (?) грузовика  (по последним исследованиям это было что-то гусенечное). Что это окнкретно - вопрос. Возвращаясь к палатке, теряем карту. Грузовик (?)

С утра начинаем возвращаться домой. Поворачиваем на "Стык наркомов. 13 км". Сразу слева обихоженная братская могила. Идем прямо. На пути бетонный мост. Сразу за мостом две воронки от взрывов, глубиной так, метров по 5-7. Мост не пострадал, а вот проехать - хрен. Дорога отличная. Но по ней только пешком, на велосипеде или на мотоцикле с мопедом можно.

Еще вышка Еще через километров 6 справа вырастает вышка на поляне. Гораздо выше предыдущей. Сверху открывается "океан тайги". Еще видны такие же вышки по всей округе. Вид с вышки
  Километров через 10-12 начинают попадаться грибники и ягодники, с опаской оглядывающиеся.  В подверждении версии закрытого района говорит, тот факт, что !все! мосты попадающиеся по-пути взорваны! В некоторых местах дорогу просто перекопана поперек глубокими и широкими рвами...
Выходим к дороге, где стоит куча машин со скучающими лицами внутри, ожидающими грибников-родственников.

 

Цель похода была практически достигнута. ДОТы найдены, хотя и не в том количестве, о котором думалось. Узнали от местного проводника (лесника, аборигена), встреченного около источника воды, что некоторое время назад военные проводили какие-то бурения в этом лесу. И что якобы, под этим лесом находится подземное озеро, и в "случае чего" лес превращается в озеро. Что источник воды бьет самотеком с 1912 года. Что вода там минеральная и круче боржоми. Что хотели поставить заводик по разливу ее в бутылки, но военные запретили раз и навсегда. Что этот лес - есть личный лес - командующего ЛВО. Ну и еще что-то, о "чем нельзя".  Сразу возникли вопросы - что это за вышки, их предназначение. Вышки эти бывают разной высоты - от 3-х метров... Непонятка

 

На самом верху у каждой вышки расположена вот такая штука:

Похожа на воздушный фильтр в автомобиле. Ребра сделаны из дерева, круги из железа.

И еще. Определнно в этом районе были бои, т.к есть братские могилы ухоженные и нет. Интересно когда, какие бои сдесь шли. Их продолжительность....

 

Карта

S - начало похода (вылезли из машины);

1 - встретили людей на такси;

2 - остатки фундамента;

3 - начало нормальной дороги. На этой карте не показано, но с запада подходит еще одна дорога. Куда ведет - неизвестно;

4 - начало "насыпи" (она синим выделена);

5 - снаряд;

6 - мост...;

7 - место расположения первой вышки, ДОТа, и источника воды. Поворот на Стык наркомов. Братская могила, взорванный мост;

8 - поле с ДОТами;

9 - найденные остатки грузовика (?);

10 - "Буровая" вышка;

11 - начало цивилизации (лесник, люди, шоссе...)

F - финишь (автобусная остановка).

Дополнения.

1. Для велосипедистов. На ласапеде от точки 1 до 2-3-4 проехать невозможно. Будете переть ласапед на своем горбу.... Ехать только со стороны Матоксы или Волоярви. Через Волоярви ехать местные не советуют - очень правильный лесник. Может обидеться.

2. Советую ехать маршрутом F - 11 - 10 и т.д. на двухколесных средствах. Велосипед - оптимальное (легко перетаскивается через взорванные мосты и траншеи).

Hosted by uCoz